Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Театр им. Грановского представляет спектакль-импровизацию по рассказам Василия Макаровича Шукшина. В своих поисках театр использует метод выдающегося режиссера Алексея Грановского (1890-1937) сплав системы Станиславского, достижений европейского театра и «психопластики» Марка Шагала: «Жест есть выражение мысли; пауза главнее слова; предметы – те же актеры».
В «Материнском сердце» человек, беззащитный перед подлостью и цинизмом, рискует мгновенно и необратимо сломать судьбу. Герой рассказа видится существом бесхитростным, искренним, опасно открытым всему и всем.
«Сапожки» разыграны как лирический анекдот в духе новелл О. Генри, но с поправками на бытовые реалии советской жизни. Здесь мы видим иную ипостась лирического героя Шукшина. Он подвержен приступам вдохновения. Он если и «чудик», то позитивный. Так оптимистично развивается здесь идея тоски человека по празднику, «генеральная» для Шукшина.
Александр Иняхин. «Страстной бульвар, 10»
Режиссер: Игорь Пехович, Художественный руководитель постановки: Николай Поляков
Художественный руководитель Театра Грановского - актер и режиссер театра на Таганке, ученик Юрия Любимова Игорь Пехович, давно и интересно работающий в «студийном формате». Студийностью определяется интонационная свежесть спектакля, его специфическая искренность, естественная импровизационность актерских состояний. В разработку взяты два рассказа - «Материнское сердце» и «Сапожки». В первом простодушный парень, только что отслуживший на флоте и став в городе жертвой двух клофелинщиц, попадает после драки с милиционером под следствие. Из застенка его всеми силами пытается вытащить мать, такая же наивная и простодушная. Во второй лирико-комедийной новелле муж покупает жене дорогие сапоги на пару размеров меньше, ни минуты не пожалев о содеянном, «потому что хорошо».
Сюжеты полярных жанров Пехович объединяет мотивом природной общности людей, оказавшихся то ли на пароме, то ли в автобусе, где во время дальней дороги в город каждый рассказывает о чем-то своем. Одна женщина, например, едет продавать микроскоп, но знаменитая новелла, легко всплывая в памяти, остается «в перспективе». А в герое «Материнского сердца» угадывается «перспектива» героя знаменитого фильма «Ваш сын и брат»: матери вызволить его из тюрьмы не удастся, а он, затосковав, наверняка сбежит домой раньше срока, снова изуродовав свою жизнь. Сам же рассказ «Материнское сердце» развивается в репортажном ритме. Изящество эскиза здесь сочетается с зоркостью анализа ситуации, когда человек, беззащитный перед подлостью и цинизмом, рискует мгновенно и необратимо сломать судьбу.
Артист Алексей Волийчак своего Виктора видит существом бесхитростным, искренним, опасно открытым всему и всем. «Одиссея» парня в город завершается крахом: две подлые девицы его банально спаивают и грабят. Настырная Рита, блестяще сыгранная Юлией Минаковской, привлекает фальшивой прямотой, а явно неадекватная «Каучук» (Елена Демина) соблазняет «нездешней» сексуальностью. После драки представители высших сил Начальник милиции (Василий Соловцов) и Прокурор (Евгений Градусов), кажется, все понимают, однако Матери (Катерине Абросиной), трогательной и по-своему смелой, но растерянной до невесомости, от них нет помощи. Жизнь опрокинулась.
«Сапожки» разыграны как лирический анекдот в духе новелл О. Генри, но с поправками на бытовые реалии вполне советских городских поселений 60-х, когда одно и то же сельпо торговало вином, микроскопами и сапогами. Александр Волийчак здесь тонко играет иную ипостась лирического героя Шукшина. Его Сергей подвержен приступам вдохновения. Движим стремлением не просто сделать по-своему, а подарить любимой жене радость. Он если и «чудик», то позитивный. Так оптимистично развивается здесь идея тоски человека по празднику, «генеральная» для Шукшина.
Жена героя Клава (Надежда Конышева), постоянно напряженная в ожидании очередного «финта» супруга, все-таки оценила его душевный порыв. Но еще больше рады обе дочери: старшая Груша (Алла Чернышова) и младшая Глаша (Екатерина Готовцева), поскольку чудесные сапожки им доведется поносить раньше.
Александр Иняхин. «Страстной бульвар, 10»
Декорации.
Декораций как таковых нет, но есть предметы-метафоры, которые помогают актёрам. Монументальная касса фокусирует внимание зрителя на периферии сцены. Там, одновременно с монологом главного героя в центре и динамичной звучной массовкой на другом краю, разворачивается немой монолог мимическая борьба продавщицы за "жизнь" сапожек. Милицейская фуражка, морская бляха, пачка денег, коробка для сапожек, обыгрываемая как гроб, ждут своего часа. Наступит момент, и они изменят жизнь героев или круто повернут сценическое действие.
Игра.
Две лучшие актерские работы это мать главного героя в «Материнском сердце» (Катерина Абросина) и продавщица сельпо из «Сапожек» (Елена Демина). Обе роли женские, материнские. Это тонко и пронзительно сыгранные миниатюры в первом случае, монолог, во втором, пантомима. Обе актрисы мощно перемещают тематический и эмоциональный акцент с "мужских" историй на женские, куда более важные, по сути центральные для всего спектакля. Так же главная удача спектакля это органично и непринужденно выглядящая, но скрупулезно срежиссированная и тщательно сыгранная массовка. Герои выходят на авансцену, переходят на индивидуальный ритм своей роли из ритма массовой сцены. А затем, отыграв, возвращаются обратно. Ритм массовки задаёт ритм спектакля в целом. Это сердцебиение спектакля. Именно это сердцебиение является эхом громких постановок 1910-20х гг. Алексея Михайловича Грановского, имя которого носит театр.
Василий Щедрин, театровед (Канада, Торонто).